Основные достопримечательности Парижа. Остров Сите (lle de la Cite). Этот остров Сены – колыбель Парижа, с которого начинает отчет своей бурной истории Город Света. Предполагают, что торговые ряды Цветочного и птичьего рынка обозначают границы того места, откуда начал расти город кельтов-паризиев. Современная планировка Сите отвечает вкусам Наполеона III и барона Османа, которые в 1850 году разрушили средневековое хитросплетение улочек и построили новые здания, среди которых Префектура полиции и Дворец Правосудия. Во дворец Правосудия все приходят, чтобы увидеть дворцовую часовню Сент-Шапель. Там же на острове находится Консьержери - королевский замок и тюрьма, в одной из четырех средневековых башен которой ждала своей злой участи Мария-Антуанетта. Но доминирует на острове Сите знаменитый Собор Парижской Богоматери. А на западной оконечности острова сохранился уголок площади, былое великолепие которого угадывается в сегодняшнем идеалистическом пейзаже – это треугольная площадь Дофина. Сент-Шапель (Saint-Chapelle). Дворцовая часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – одно из самых замечательных церковных строений средневековья, шедевр зрелой готики. Она была построена в 1248 г. по заказу Людовика IX Святого, считавшегося самым благочестивым из французских королей, для хранения главной христианской реликвии – Тернового венца Иесуса Христа, который он привез из Константинополя в 1239 году. Филигранной архитектуры капелла стала гордостью христианского мира, являясь одновременно придворной часовней и хранилищем реликвий. Часовня разделена на два этажа – нижний для всех обитателей дворца, а высокий верхний исключительно для королевской семьи. Потрясающая красота начинается в Верхней часовне: кажется, что все стены, устремленные ввысь, почти целиком состоят из разноцветных ярких витражей, где изображены библейские сюжеты; высокие пилястры изобилуют росписью, капители тонко проработаны, а фигуры апостолов – настоящие произведения искусства. В годы Великой революции ее разграбили, драгоценный реликварий был переплавлен, и множество христианских святынь было утрачено. Главную реликвию успели спасти – сейчас она хранится в Нотр-Дам де Пари. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris). Кафедральный собор Нотр-Дам де Пари на острове Сите – географическое и «духовное» сердце Парижа, триумф ранней готики, один из старейших и известнейших соборов мира, строительство которого началось в 1163 г. на заре архитектурного готического стиля. Его Западный фасад послужил каноническим образцом всех готических соборов во Франции. С осмотра величественного Собора Парижской Богоматери начинаются все пешеходные экскурсии по историческому центру Парижа, как и расходятся все дороги Франции: на площади перед собором лежит Le Point Zero, нулевой километр всех французских дорог. Собор (высота - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 130 тонн, язык колокола - 5000 кг) строили два столетия разные архитекторы. Его порталы украшены множественными скульптурами: портал Девы Марии, портал Страшного суда и портал Святой Анны. От красочных средневековых витражей остались лишь большие ажурные окна – розы в поперечных нефах (диаметр 13 м, роза северного нефа сохранилась лучше других) и на западном фасаде. Сегодня интерьер собора хранит шедевры барокко, средневековый стиль царит только в окружающей архитектуре. Знаменитых химер и горгулий, сказочных чудовищ, по головам которых прыгал звонарь собора Квазимодо, реставратор Виолле-ле-Дюк вернул на место только в XIX веке. Среди них можно побродить ночью. Мало кто знает о том, что Башни Нотр-Дама открыты для ночного посещения во вторник или среду, особенно в летнюю ночь с них открывается потрясающая, сияющая тысячами огней, панорама города. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа (можно увидеть в первую пятницу каждого месяца). До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1248 для хранения Тернового венца была построена Сент-Шапель, которая хранила реликвию до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. Консьержери́ (La Conciergerie). Со времен Купетингов на острове Сите сохранилось два здания: королевская часовня Сент-Шапель и Консьержери — бывший королевский замок. Это суровое, величественное здание на берегах Сены, занимающее большую часть западной оконечности острова, относится ко времени Филиппа Красивого (конец XIII в.). С 1400 г. замок служил государственной тюрьмой, а сегодня музей Консьержери входит в комплекс Дворца правосудия (Palais de Justice), в котором находятся муниципальные службы, суд и прокуратура. Во времена Революции камеры Консьержери были заполнены тысячами несчастных, проводивших здесь свои последние часы, прежде чем подняться на гильотину. В одной из башен последняя королева Франции, презрительно называемая "австриячкой", провела свои последние дни со 2 августа по 16 октября 1793 года. Утром 16 октября она сама обрезала свои волосы и села в телегу, чтобы отправиться на эшафот, где 9 месяцев тому назад был казнен ее муж. В 1816 году камеру Марии-Антуанетты графиня Ангулемская - единственная оставшаяся в живых дочь Людовика XVI - превратила в часовню. К 200-летнему юбилею взятия Бастилии (1989), камеры музея были реконструированы, и их бывшие обитатели (в т.ч. Мария-Антуанетта) даже ожили в виде восковых фигур. Площадь Дофина (Place Dauphine). Очаровательная треугольная площадь на западной оконечности Сите, сохранившая следы былого великолепия, возникла в начале XVII в., почти одновременно с прилежащим к ней Новым мостом. Площадь была разбита Генрихом IV для его сыновей. Сегодня сюда привлекают маленькие уютные кафе и ресторанчики, тихие лавочки под сенью каштанов. Историю площади омрачает казнь последнего Великого магистра Ордена тамплиеров 18 марта 1314 г., во время которой прозвучало его известное «проклятие королей»: согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Суд Божий короля Филиппа IV, его советника Гайома де Ногаре и папу Климента V. Вроде бы сломленный морально и физически де Моле неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ, произнес последние слова о несправедливости жестоких казней и признания в ереси рыцарей Ордена под страшными пытками. Все, вызванные на Суд Божий умерли в течение года. Новый мост (Pont Neuf). Старейший из сохранившихся мостов через Сену является первым каменным мостом Парижа - Pont Neuf. Посередине моста гордо возвышается на коне статуя Генриха IV, при котором были построены в конце XVII в. площадь Дофинов и прилегающий к ней - мысу западной оконечности Сите - Новый мост. За конным памятником есть лестница, которая ведет вниз к маленькому островку-скверу Вер-Галан, откуда открывается сказочный вид на Сену и Лувр. Здесь можно нанять лодку для прогулки по Сене. Южное крыло моста выходит на Сен-Мишель, красивую площадь Латинского квартала с одноименным фонтаном. Остров Сен-Луи (lle Saint-Louis). Второй остров Сены в центре Парижа, расположенный рядом с островом Сите, – Сен-Луи. Это замкнутый аристократический мирок с самыми высокими ценами на недвижимость. В XVII в. вдоль набережных Сен-Луи были построены особняки с видом на Сену для знати и видных чиновников. Луи Лево, королевский архитектор при Людовике XIV и создатель Версаля, спроектировал в фешенебельном районе на набережной Quai d-Anjou многие дворцы, которые стоят плотно примкнув друг к другу. Сам он жил в доме№3, но его главный шедевр находится рядом. Это великолепный отель Ламбер (Hotel Lamber), построенный в 1640 г. Внутри квартала притаилась за фасадами домов большая церковь для местных прихожан Сен-Луиз-ан-Лиль на одноименной улице, еще один шедевр Лево в стиле барокко. На этой же улице – самое знаменитое кафе-мороженое Парижа Бертильон (Berthillon). Лувр (Louvre). Столетиями этот дворец был резиденцией французских королей, каждый отстраивал свое крыло. Строительство дворца закончилось в 1674 году при Людовике XIV, - это не только один из самых больших возведенных когда-либо королевских замков, но и колоссальный музей мира. Здесь собраны величайшие произведения искусства разных эпох со всего света. В крыле Ришелье на верхнем этаже размещены творения фламандских, голландских и немецких мастеров: Рембрант, Ван Дейк, Рубенс, Брейгель, Кранах, Ван Эйк и др. Этажом ниже – мебель, вазы и украшения времен Наполеона III. На первом этаже представлена французская скульптура от средних веков до конца XIX в. В крыле Сюлли такое же разделение жанров по этажам: французская живопись мастеров XVII-XIX в., шедевры Жоржа Ла Тура, Шарля Лебрена, Ватто, Буше, Лоррена и др.На первом этаже – египетская коллекция и древнейшая часть собрания греческих скульптур (Венера Милосская, II в. до н.э.). Второй этаж крыла Денон – царство итальянской живописи(XIII-XVII вв.): работы Тициана, Рафаэля, Пизанелло и др. Под бронированным стеклом (зал №6) висит самая знаменитая картина в мире – «Джоконда», Леонардо да Винчи Мона Лиза, 1503-1506). На первом этаже – скульптуры итальянских и средневековых мастеров: Микеланджело, Канова, Лукка делла Роббиа…, а также экспозиции древнегреческого и этрусского искусства.Современным и главным входом в Лувр служит стеклянная пирамида, созданная американским архитектором, китайцем по национальности, Еомин Пеем и открыта в 1989 г. Другой новый вход в Лувр – Львиные Ворота – ведет кратчайшим путем к итальянским мастерам и знаменитой «Моне Лизе». Сад Тюильри (Jardin des Tuileries). «Королевская ось» проложена от Лувра до Триумфальной Арки, проходя через Триумфальную арку на площади Карусель перед Лувром, через стелу обелиска площади Согласия, совпадая с центральными осями длинного бульвара Елисейских полей и Сада Тюильри. Перепланировка Сада выполнена садовником Андре Ленотром по поручению Людовика XIV. Здесь Ленотр в 1660-е годы создал один из первых садов «французского регулярного стиля», в котором применяются архитектурные принципы барокко: планировка сада должна быть симметрична, центральная часть выделена, как на дворцовых фасадах. В саду Тюильри это достигается путем прорисовки центральной оси с двумя включенными в нее круглыми бассейнами. Живописный сад, прекрасный в любую погоду, украшают скульптуры мастеров XIX и XX вв., в т.ч. Огюста Родена и Аристида Майоли. Поэтически звучащее название сада имеет интересную историю: на месте сада когда-то стояли корпуса черепичной фабрики (Tuileries – от tuile, черепица). Площадь Согласия (Place de la Concorde). Лучший вид на оживленную площадь Согласия открывается с террас сада Тюильри. Площадь была заложена во времена правления Людовик XV. На месте, где во время Великой французской революции стояла гильотина, теперь возвышается Обелиск, подаренный египтянами «буржуазному королю» Луи-Филиппу в 1831 г. Площадь украшают два великолепных симметричных фонтана. Северная сторона площади занята роскошными особняками Hotel Crillon и Hote de la Morine, обрамляющие начало улицы Rue Royale, которые появились, как и сама площадь в середине XVIII века. Нарядная просторная площадь лежит на «королевской оси» между Тюильри и «красивейшей улице мира» - Елисейскими полями. Елисейские поля (Avenue des Champs-Elysees). Шанз-Элизе́ - одна из главных магистралей Париже. Название происходит от Элизиума а (в греческой мифологии – часть подземного царства). Этот утопающий в зелени бульвар длиной 1915 м и шириной 71 м образует основную часть градостроительной оси, продолжение «королевской оси», которая начинается от Лувра и Тюильри, проходит через площадь Согласия и Триумфальную арку и упирается в модерновую Большую арку современного района Дефанс. Чудо архитектурной оси великолепно просматривается и вызывает восхищение с обзорной площадки Триумфальной арки. Авеню (проспект) известно на весь мир своим буржуазным стилем и огромным количеством шикарных магазинов. В кинотеатрах на Елисейских Полях часто проходят премьеры кинофильмов с участием мировых кинозвёзд, известное варьете Лидо зазывает на вечернее красочное шоу. Согласно общепринятому мнению, Шанз-Элизе - одна из лучших улиц в Париже и «самое красивое авеню в мире». Каждый год, в национальный праздник Франции 14 июля, военный парад проходит по Елисейским Полям от Триумфальной Арки до Площади Согласия Последний этап знаменитой велогонки Тур де Франс финиширует на Елисейских Полях. Центром культурной жизни Парижа стали Малый дворец (Petit Palais) и Большой дворец (Grand Palais), построенные к Всемирной выставке 1900 года. Для поклонников моды своеобразной меккой является Avenue Montaigne, элегантная улица, которая отходит от площади Rond Point: здесь салоны таких известных создателей моды, как Диор и Лоу. Новичку на этой улице нужно быть начеку, чтобы ему как туристу не подсунули завышенные цены и разогретые готовые блюда из кулинарии: вездесущие сети быстрого питания пустили корни и здесь. Вся улица – сплошные кафе и рестораны, кресла которых выстроены в ряд, как в партере и обращены в сторону улицы - сцены, на которой разыгрывается самый интересный спектакль – настоящая жизнь Парижа! Может быть, поэтому чашечка кофе здесь стоит значительно дороже. Триумфальная Арка (Arc de Triomphe). В декабре 1806 г., сразу после Аустерлицкого сражения, Наполеон распорядился соорудить на парижском холме Шайо триумфальную арку в честь военных побед, одержанных Францией во время Революции и в период Первой империи. Арка (высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м) сооружена в 1806 — 1836 гг. архитектором Жаном Шальгреном. Ее украшают четыре скульптурные группы: со стороны Елисейских полей - «Марсельеза» скульптора Рюда (справа) и «Триумф 1810 г.» скульптора Корто; со стороны авеню де ла Гранд-Арме - «Сопротивление» (справа) и «Мир» скульптора Этекса. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 658 французских военачальников. Арку окружают 100 гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенных между собой чугунными цепями. 28 января 1921 под сводами арки были погребены останки Неизвестного солдата, погибшего во время Первой мировой войны, а 2 года спустя зародилась традиция ежедневного символического зажжения Мемориального огня на могиле Неизвестного солдата. Этой чести удостаиваются французские ветераны Второй мировой войны, ряды которых с каждым годом редеют. Преодолев 300 ступеней винтовой лестницы, с обзорной платформы Триумфальной арки высотой 50 м, вам откроется потрясающий вид на Елисейские поля и Лувр («королевская ось») и на восточный район высотной застройки Дефанс с Большой аркой – поразительный вид на всю архитектурную ось Парижа. Триумфальная Арка находится на площади, от которой лучами во все стороны разбегается 12 улиц, поэтому она называлась «Площадь Звезды», а теперь ее переименовали в площадь Шарля де Голля (Place Charles de Gaulle). Опера Гарнье (Opera Garnier). Торжественное открытие Национальной Оперы в центре Парижа состоялось в 1875 г. Великолепное дворцовое здание Оперы, построенное талантливым парижанином - архитектором Жаном Луи Шарль Гарнье (1825-1898), отражает все тщеславие и пышное великолепие Второй империи. В этом можно убедиться, совершив экскурсию по зданию: она проходит ежедневно между 10:00 и 16:30. Почти треть внутреннего пространства занимают богатые парадные помещения: лестница, салоны, галереи. Роспись потолка зрительного зала выполнена в современную эпоху, знаменитые летящие фигуры яркими красками на пластиковом подвесном панно изобразил Марк Шагал. При строительстве здания подземный водоносный горизонт все время затапливал глубокий строительный котлован, так что, в конце концов, решили сделать искусственное подземное озеро. Это озеро и многочисленные коридоры вдохновили Гастона Лерокса на создание своего знаменитого романа «Призрак Оперы»(1910). Ступени парадного входа в Оперу – традиционное место сбора групп экскурсантов, откуда начинаются все основные автобусные экскурсии по Парижу и его предместьям. Вандомская площадь (Place Vendome). Одна из «пяти королевских площадей» Парижа ранее называлась площадью Людовика Великого (Place Louis le Grand). С площадью Оперы она соединяется улицей Rue de la Paix, на которой до сих пор царит роскошь. Площадь была сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара Вандомского. Площадь окружают элегантные здания в стиле классицизм, построенные до 1720 года. Площадь увенчана 44-метровой триумфальной Вандомской колонной. Эта колонна сделана по образцу колонны Траяна в Риме и украшена бронзовыми барельефами, отлитыми из трофейных австрийских пушек. Барельефы изображают австрийский поход Великой армии и подвиги Наполеона I, а его статуя в римской тоге стоит на вершине колонны. На площади под номером 15 находится роскошный отель «Ритц», основанный в 1898 году швейцарцем Цезарем Ритцем. В нем Коко Шанель прожила последние 37 лет. Помнит отель и Чарли Чаплина и Марселя Пруста. В его баре частенько сиживал Хемингуэй, в честь которого сегодня назван бар. С 1979 года «Ритц» принадлежит египетскому миллиардеру Мохамеду аль-Файеду, отцу погибшего вместе с принцессой Дианой Доди аль-Файеда. Именно из отеля Ритц выехал Мерседес аль-Файеда в ту злополучную ночь. В особняке №12 в 1849 году умер Шопен. В этом же здании Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией. На Вандомской площади расположено множество бутиков, в том числе ювелирных, например, штаб-квартира Chanel, бутик Cartier, Бутик CHAUMET. Большие бульвары. Большие бульвары от площади Мадлен до Оперы и дальше до площади Республики после революции 1789 г. превратились в подиум для демонстрации личного благосостояния – для выражения мироощущения уважающих себя свободных буржуа. Это мироощущение исповедовала Мари Дюплеси, возлюбленная Оноре де Бальзака, Ференца Листа и Александра Дюма, жившая в д.15 на бульваре Мадлен. Она вдохновила Дюма на написание «Дамы с камельями» (1848 г.), по которому Верди написал оперу «Травиата». На бульваре Капуцинов выступала великая Эдит Пиаф; сегодня в новом зале «Олимпия» в нескольких метрах от прежнего места, эти традиции продолжают такие французские звезды, как Патрисия Каас. Бульвар Капуцинов – это бульвар Итальянцев, самая популярная часть «старых» Больших бульваров со множеством ресторанов и кафе, с большими банковскими офисами и кинозалами. Нельзя не пройтись по большим парижским бульварам. Если Вам скучно просто так прогуливаться, то Ваше спасение – парижские пассажи, чтобы совместить экскурсии по Парижу с шоппингом. Когда-то эта красота была построена для благородной публики Парижа: Галерея Вивьен (Galerie Vivienne), пассаж Панорамы (Passage des Panoramas), пассаж Жуффруа (Passage Jouffroy) и Вердо (Passage Verdeau). Форум Центрального рынка. Центральный Рынок, воспетый Эмилем Золя в романе «Чрево Парижа» (1873) был снесен ровно за сто лет до написания романа. Долгое время никто не знал, что построить на этом овеянном легендами месте. Наконец, построили Форум Центрального рынка, мало романтичный подземный торговый центр, под которым находится самая большая станция метро и скоростных железных дорог RER Парижа - Les Halles. Расположение бывшего квартала Центрального рынка сохранено в очертаниях большого сквера из зеленых газонов и насаждений. От старых времен остался только Фонтан Невинных (XVI в.) эпохи раннего французского Возрождения с чудесными барельефами и церковь Сент-Эсташ (Святого Эвстафия,1532-1637). Готическое здание было отделано уже в эпоху Возрождения, что дало интересное сочетание стилей. Внутри посетителей ошеломляет высота сводов и обилие света. Здесь можно услышать чарующие звуки самого большого во Франции органа. Легендарный парижский рынок канул в Лету. О былых временах рынка напоминают только гастрономы, торговые палатки и рестораны на окрестных улицах. И сегодня в ресторане «У свиной ножки» (Au Pied de Cochon), что напротив церкви Сент-Эсташ, можно отведать блюдо из свиных ножек и популярный луковый суп, которым в прежние времена согревались ремесленники и рабочие. Пале-Рояль (Palais Royal). Помпезный дворец построен в 1634-1639 гг. для кардинала Решилье. Именно отсюда начиналась Великая Французская революция: в дворцовом саду, за день до штурма Бастилии, журналист Демулен призвал сограждан пламенной речью к свержению монархии. Сад Пале-Рояль – настоящий оазис с ресторанами, кафе и магазинами. Здесь стоят 260 черно-белых колонн разной высоты, творение Даниэля Бурена. Латунными таблички в трехзвездном ресторане Grand Vefour отмечены места, где сидели революционеры, а также постоянные места Наполеона, Виктора Гюго и Колетт. Рядом с Пале-Рояль находится театр Комеди-Франсез с его богатейшими традициями, основанный в 1680 г. Людовиком XIV. Копия конной статуи «Короля-Солнца» Людовика XIV, установленная в XIX в., украшает соседнюю площадь Победы (Place des Victoires). Центр Жоржа Помпиду (Centre Pompidou). Огромный центр культуры, кино и дизайна открылся в 1977 году. Оригинальное архитектурное решение вынести все коммуникации здания наружу и раскрасить их в разные цвета пришли на ум итальянцу Ренцо Пьяно и британцу Ричарду Роджерсу. «Вывернутое наизнанку» здание с иронией называли и ткацким станком и газометром. Авангардное здание наряду с большими ретроспективными выставками отдельных художников, предлагает множество тематических экспозиций. Главная приманка для посетителей – Национальный музей современного искусства с великолепной коллекцией, содержащей работы Макса Эрнста, Пикассо, Кандинского, Шагала… Рядом с Центром находится забавный фонтан Игоря Стравинского, украшенный модернистскими кинетическими конструкциями и скульптурами, детищами Жана Тингели и Ники де Сен-Фаль. Площадь Вогезов. Самая старая и, возможно, самая красивая площадь Парижа расположена в еврейском квартале Маре, который славится своей оживленностью, многонациональным населением, многочисленными лавочками, ресторанами и кафе с кухней всех сторон света. «Площадь площадей» называлась когда-то Королевской и была не только самой большой в Париже, но и единственной парадной площадью, окруженной особняками и предназначенной для турниров. Она была сооружена по приказу короля Генриха IV в 1604 г., с тех пор её облик остаётся почти неизменным. Здесь жили многие знаменитые люди, например: Виктор Гюго и кардинал Ришелье. В доме Виктора Гюго сейчас устроен музей. В нем хранится множество экспонатов, связанных с жизнью автора «Собора Парижской Богоматери». В наши дни элегантная площадь носит название -площадь Вогезов, первого департамента, уплатившего налоги революционному правительству. Под аркадами расположены изысканные магазины мод, галереи и рестораны. Латинский квартал (Quartier Latin). Это место имеет большое значение для всей истории европейской мысли. Именно здесь на северных склонах холма Сент-Женевьев, между набережной Сите и кварталом Сен-Жермен, студенты и профессора университета Сорбонны говорили только по-латыни. Именно здесь 900 лет тому назад проводились лекции знаменитейших профессоров того времени - прежде всего Абеляра (1079-1142), лекции которого посещало до 5000 слушателей. Средневековые улочки в районе площади Мобер сохранили былой дух Парижа и атмосферу глубокого прошлого. Этот идиллический уголок почти не посещают туристы, хотя он необычайно хорош. Тесные улочки перемежаются здесь с маленькими площадями, окаймленными деревьями, с уютными ресторанами и кафе. В старейшем парижском районе расположены замечательные памятники истории и культуры: древние римские Термы и большой амфитеатр – Арена Лютеция, Пантеон, церкви Сен-Севрен и Сент-Этьен-дю-Мон, библиотека Сент-Женевьев, отель Клюни и бывший монастырь Валь-де-Грас. Площадь Сан-Мишель знаменита красивейшим одноименным фонтаном, скульптурный сюжет которого - архангел Михаил убивающий зло. Главные артерии квартала — бульвары Сен-Мишель и Сен-Жермен. Сен-Жермен (Saint-Germain des Pres). Квартал Сен-Жермен был предместьем Парижа на южном берегу Сены, которое начало превращаться в престижный район со строительством огромного дворца Дома Инвалидов: начали расти особняки, принадлежащие знати, в них сегодня размещаются министерства. Он же заслужил славу квартала литераторов и художников, сюрреалистов и экзистенциалистов, квартал прокуренных джаз-клубов и бесконечных философских дискуссий. Здесь встречались парижские интеллектуалы и деятели искусства: Альбер Камю, Жан – Поль Сартр, Симона де Бовуар, Жак Превер, Жюльет Греко и др. Публика изменилась, а знаменитые места остались. Кафе Cafe de Flore, где целыми днями над рукописями сидел Сартр, или же место богатых путешественников – Cafe Deux Magots (Дё Маго – «Две макаки»). Маленькие романтичные улочки, красивые и необычные магазины, первоклассные книжные магазины, бутики с эксцентричной модой, антикварные лавки, художественные салоны… Сен-Жермен и сейчас остается одним из самых привлекательных и самых «парижских» кварталов столицы. Посреди квартала – самая старая колокольня Франции Аббатства Сен-Жермен-Де Пре (основано в VI в.). До VII в. аббатство располагалось «в полях» за городом. В одном из домов на маленькой живописной улице Фюрстенберга провел свои последние годы Эжен Делакруа (1798-1863). Сейчас в нем находится музей этого великого французского романтика с его литографиями, эскизами, проектами и зарисовками из путешествия по Северной Африке. Он поселился здесь специально рядом с церковью Св. Сульпиции (Сен-Сюльпис, Saint-Sulpice), в которой расписал Часовню Ангела – последнее грандиозное творение художника (1861 г.), вершина творчества Эжена Делакруа. В Сен-Жермен находится всемирно-известный Музей Орсе, а также Школа изящных искусств, Институт Франции в здании 1667 г. с часовней для 40 «бессмертных» членов Французской Академии и библиотекой Мазарини. Наконец, не затихающий ни днем, ни ночью бульвар Сен-Жермен с огромными кинотеатрами и величественным Одеоном (театр в здании в стиле классицизма конца XVIII в.), и знаменитый своим очарованием Люксембургский сад. Люксембургский сад (Jardin du Luxemboerg). Еще в XVII в. улица Вожирар была южной границей города. Мария Медичи, супруга убитого в 1610 г. короля Генриха IV, поручила в этом месте Соломону де Броссу, выдающемуся архитектору того времени, построить дворец. Он должен был напоминать ее родной флорентийский дворец Питти, где она родилась. Сегодня в нем заседает французский Сенат. Гораздо удивительнее самого дворца его сад. Люксембургский Сад – одно из самых прекрасных творений садово-парковой архитектуры Парижа. Счастливые студенты из ближайшей Сорбонны готовятся здесь к занятиям, няни флиртуют с парковыми смотрителями, дети играют у Большого Бассейна с корабликами, пуская их наперегонки. Все здесь наслаждаются ароматом природы и прошлого. Отдохнуть в парке можно на металлических стульях – престижно и удобно сидеть на стульях с подлокотниками. В часы, когда в парке людно, за «стулья с удобствами» идет невидимая неискушенному наблюдателю война. Музей Орсе (Musee d-Orsay). Уникальное здание вокзала Gare d’Orsay, внесенное в 1978 г. в список важных исторических зданий, стало не актуальным в 1939 г. из-за технического прогресса и вновь открылось для посетителей в 1986, как Musee d-Orsay. Сегодня - это всемирно известный музей с обширной государственной коллекцией импрессионистов и других видов изобразительного искусства Франции XIX и начала XX вв. (более 6000 экспонатов). Из импрессионистов здесь можно увидеть шедевры Мане, Ван Гога, Ренуара. Пикассо, Гогена… Интересен макет дворца Оперы Гарнье, сделанный в сечении так, что видны все нюансы уникальной конструкции множества меняющихся сцен, парадные залы и глубокие служебные этажи. Поднявшись наверх, можно сделать красивую фотографию Парижа с видом на Сакре-Кер сквозь огромные прозрачные старинные часы бывшего вокзала Gare d’Orsay. Они же служат окном для оживленного кафе, где хочется, потягивая ароматный кофе, любоваться на мосты Сены, Лувр и Тюильри на фоне Монмартра. Дом Инвалидов и Собор инвалидов. От набережной Сены и моста Александра III к Дому Инвалидов ведёт эспланада Инвалидов - огромная площадь 500 на 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с огромными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается великолепный вид на протяженный (196 м) фасад Дома Инвалидов, величественный и строгий дворец. Перед ним ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. 12 марта 1670 года Людовик XIV приказал построить на Гренельском поле приют для ветеранов войны, ее инвалидов и старых солдат королевской армии. Указ короля завершался словами: «…дабы те, кто проливал кровь в защиту монархии, провели остаток дней в покое». Угловой камень был заложен 30 ноября 1671 года. По проекту архитектора Либераля Брюана работы ведутся очень (с марта 1671 по февраль 1677), а первые пенсионеры принимаются с октября 1674. Здание самого Дома исправно выполняло свои функции вплоть до второй половины XIX века (жили и работали около 4000 ветеранов), а в 1905 году в здании открылся музей Армии. Красивейшее здание комплекса – Собор Святого Людовика, пример архитектуры классицизма. Фасад собора - образец изящества и симметрии. Все сооружение венчает грациозный купольный фонарь со шпилем. Высота собора 107 метров. В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона I. В 1940 году Адольф Гитлер посетил гробницу Наполеона, и затем вернул Франции тело сына Бонапарта. Два года спустя Дом инвалидов стал центром сопротивления оккупации, в здании нашли приют более сотни десантников союзных войск, а после войны его стены вновь приняли раненых солдат. Сегодня в Доме инвалидов проживает сотня пенсионеров и инвалидов французских войск. Администрация, которая о них заботится, называется Государственный институт инвалидов (l’Institut national des invalides). В Доме работает музей Освобождения и музей современной истории. Эйфелева башня (La Tour Eiffel). Рядом с Собором Инвалидов в 1751 г. Людовик XV устроил Военную Академию, прежде всего для того, чтобы обедневшие дворяне могли получить достойное образование. Перед роскошным фасадом Военной академии до самой Сены простирается широкое Марсово поле, на котором молодые офицеры занимались строевой подготовкой. С XIX века здесь проводились многие всемирные выставки. Официальная закладка парка произошла в 1900 г., когда над всей округой вознесся символ Парижа – знаменитая Эйфелева башня. Башня высотой 300 метров была венцом Всемирной выставки и имела только одну цель: представить принимающую страну как передовую и технологически развитую. Ничто другое не могло выполнить эту задачу лучше. Уникальна конструкция сооружения Гюстава Эйфеля: 2.5 миллиона заклепок связывают воедино 15 тысяч стальных деталей. На лифте гости башни поднимаются наверх. С высоты 174 м в хорошую погоду открывается вид на 90 км вдаль. На втором уровне, на высоте 115 м, посетителей принимает фешенебельный ресторан Жюль Верн. Монмартр (Montmartre). Монмартр - название 130-метрового холма на севере Парижа и древнеримского поселения. В 1860 район стал частью города. Монмартр — высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы и еще один символ Парижа. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра. В конце 19 века Монмартр привлекал многочисленных деятелей искусства своими недорогими (по сравнению с центром города) ценами. Здесь жили и творили Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Аполлинер, Руссо; чуть позже — Пикассо, Брак, Модильяни. Бедные художники и поэты снимали комнатушки в ветхом бараке Бато-Лавуар, где не было света и газа и всего лишь один водопроводный кран на пять этажей. Излюбленными местами встреч парижской богемы были бары и кабаре, такие как «Чёрный кот», «Мулен Руж» и «Проворный кролик». На бульварах у подножья холма возник парижский квартал красных фонарей. Ни один из районов Парижа не имел столь противоречивой славы, как Монмартр и его увеселительный квартал вокруг площади Пигаль (Place Pigalle). «Пигаль, Пигаль, это большая мышеловка посреди Парижа»: певицы принесли на сцену развязный шансон, соблазнительные танцовщицы – фривольный канкан, а писатели воспели сладкую жизнь там, где еще в 1860-х годах была тихая деревня с живописными садами, виноградниками и ветряными мельницами. Сегодня Монмартр наравне с Лувром и Эйфелевой башней является излюбленным местом туристов, которые осаждают главным образом Сакре-Кёр и площадь Тертр. Район вокруг кабаре «Мулен де ла Галет» (Moulin de la Galette) и кладбища Монмартр, напротив, очень тихий и пустынный, и дарит кварталу атмосферу старого Парижа. Сакре-Кер (Sacre Coeur). Белоснежная базилика церкви Святого Сердца – один из символов Парижа. После поражения в войне с Пруссией (1870-1871) французское Национальное собрание объявило сбор пожертвований во искуплении грехов. Она была сооружена (1873-1914) на самом высоком месте Парижа, на Монмартре. Со ступеней Сакре-Кер открывается великолепный вид на Париж. В архитектурном отношении базилика представляет смешение самых разных стилей – неороманского, византийского, мавританского и Возрождения. Внутренний интерьер украшает мозаика Иисус Вседержитель – мотив божьей кары за грехи убийства и насилия, допущенные в истории Франции. На белых мраморных статуях святых играют таинственные блики зажигаемых в храме свечей. Монпарнас (Montparnasse). Замечательный вид на Париж открывается не только с высоты Эйфелевой башни, ступеней Сакре-Кер, и башен Нотр-Дама. Парижский небоскреб Монпарнас (210 м) – высочайший